чтение и еда

Еда и чтение: одно другому…помеха?

«Я очень люблю читать за едой. Вернее, можно сказать так: я люблю читать и люблю вкусно покушать. Но когда эти удовольствия объединяются в рамках одного временного промежутка, тут уж, как говорится, «и пусть весь мир подождет». За чтением интересной книги не замечаю, как переедаю. А сажусь есть — непременно надо во что-то уткнуться. Помогите выйти из этого порочного круга!»

Катя Ш., г. Минск, hudeem@mail.ru

Зачастую такое действие, как еда во время чтения, происходит на «автомате» («автопилоте»). Сознательно мы не можем контролировать два процесса одновременно: чтение и прием пищи. В то время как сознание занято чтением и осмыслением информации, второй процесс, то есть принятие пищи, становится бессознательным, не контролируемым. Все, что необходимо сделать, чтобы не переедать, – внести немного контроля туда, где его не хватает.

Необходимо уловить, поймать момент, после которого «включается» «автопилот», и на этом моменте перенаправить свои действия. Это как идти по знакомому пути и на развилке пойти не привычной дорогой, а свернуть в сторону. Дело в том, что у нас есть выбор, как себя вести за столом и что делать во время обеда. Однажды вы выбрали еду за чтением, затем ситуация повторилась, а потом стала настолько привычной, что теперь позабыты другие варианты. Так поищите их!

Не поленитесь сделать небольшое упражнение. С помощью ленты, веревки, карандашей выложите на полу этакую дорожку, которую мы назовем «линией времени». На этой «линеечке» разместите ваш «автопилотный» процесс: в начале линии отметьте точку запуска процесса (например, рука потянулась в коробку с печеньем или тело поднялось со стула и ноги «пошли» ставить чай). На конце линии поставьте жирную точку выхода из процесса (например, все, чем богат был стол, уже съедено).

чтениеТеперь станьте за шаг до образа вашего «автопилотного» поглощения пищи. Вспомните все, что вы делаете за столом во всех подробностях, до мелочей. Вспомните цвет кухни, ее вкусный запах, звуки (например, фон постоянно включенного телевизора или радио). Войдите в свою проблемную ситуацию, как входите в воду. Сделано? А теперь очень медленно двигайтесь по ходу прошлых событий (по своей линеечке). Задержитесь, постойте немного на «точке входа». Каково вам здесь находиться? Проживите этот момент, прочувствуйте его. Затем также не никуда не торопясь, двигайтесь дальше. Это тот путь к полноте, который проходит «мимо» вас, а точнее, мимо вашего сознания. Но, тем не менее, к ней приводит. Медленно пройдите этот путь, следя за своими мыслями и состоянием.

Если вдруг станет слишком тяжело на душе или появятся сильные эмоции (например, тревога) – прекращайте это упражнение. Скорее всего, вы наткнулись на те свои чувства, которые не очень-то хотите видеть, переживать и вообще знать. А работа с чувствами – это уже другое дело. Не все сразу. Повторите это упражнение через какое-то время, не особенно углубляясь в чувства.

Если вы все же дошли до «точки завершения», постойте в этом месте. И сделайте пару шагов вперед – завершите путь. Этот путь необходимо пройти неоднократно, каждый раз отыскивая что-то новое (в чувствах, в теле, в мыслях), наблюдая за тем, что происходит вокруг. В этом упражнении несколько смыслов, но в основном мы ходим по линеечке для того, чтобы сделать то, что мы не осознаем и не замечаем, заметным и осмысленным. Это дает возможность в будущем контролировать процесс еды за чтением и не передать. Но и не отказываться от такого удовольствия, как чтение. Пусть даже и за столом.

Добавить комментарий